15.03.2013 — Пяйве-Титовка

Вчера 14 марта 2013 года сделали бросок на север. Решили пробить туристический маршрут от Пяйве до кемпинга в районе старой Титовки. В дальнейшем маршрут будет начинаться на базе МКТИ, в районе поселка Кильдинстрой пересекать реку Кола, далее выходить на Мурмаши, потом в районе железнодорожного моста пересекать реку Тулома и вдоль дороги выходить на станцию Пяйве. Этот 60-километровый участок Алексей Сапрыкин (МКТИ) проложил еще на прошлых выходных. Наша задача сегодня: пройти 100 км до кемпинга на Титовке. С этой базы будут небольшие кольцевые поездки на Обергоф и мыс Пикшуев, полуострова Рыбачий и Средний по старой немецкой дороге и т. д.

В 8-30 утра встретились на станции Пяйве. Пяйве — это узловая станция на железной дороге Мурманск-Никель.

В этом поселке в настоящее время проживает около 60 человек. Люди очень приветливые и доброжелательные. Летом приезжают дачники и население увеличивается.

От станции Пяйве начинается 15-километровая железная дорога в посёлок Килпъявр. Железка еще пока целая, но от снега не чистится. Вообще, если вы помните, последние две недели у нас в Мурманске не переставая шел снег. Город был засыпан, и движение транспорта было сковано. На уборку снега были брошены все силы коммунального хозяйства. Вот бы им такие гигантские снегоуборочники, справились бы в несколько раз быстрее.

Хоть и обзвонил Алексей всех знакомых любителей покататься, но собралось нас только четверо.

Что поделать, в будний день не все могут.

Снегоходы: два утилитарника Линкс армия и Скандик 600 с 61 гусеницей, два горника Самит 800 и Самит 600 .

Как я уже писал, снега навалило, как сказал главный герой фильма «А зори здесь тихие» : «Э.. ну.. вам по пояс будет». Двинулись по старой дороге в сторону станции Нял. К сожалению, через 3 километра Линкс армия сломался, и мы вынуждены были вернуться к месту старта.

В 11 мы опять вышли на маршрут уже втроем.

Первые 30 километров дорога шла в основном по лесу, иногда пересекая железную дорогу.

Скоро мы увидели пустующий ныне поселок и станцию Нял.

На станции нас приветливо встретила девушка — дежурная по станции. Звала чай с плюшками отведать, но мы сделали несколько фотографий и двинули дальше на север.

Раньше железнодорожная станция Нял была узловая. На станции Нял начиналась ветка Нял — Заозёрск, которая была разобрана в конце 90-х. Сохранились только насыпь, шпалы, неработающие семафоры, мосты. В частности, сохранился железнодорожный мост над шоссе М18 Мурманск — Печенга (у 70-го километра шоссе, недалеко от Долины Славы).

Дальше наше движение по лесным дорожкам и просекам в направлении станции Моккет.

Говорят, когда-то тут был неплохой поселок, сейчас тут не живет ни одного человека. Моккет — это Западная Лица. Здесь в 20-30-е годы прошлого века проходила старая граница. На восток от Моккета — Советский Союз, на запад — Финляндия, область Петсамо — финские хутора и медно-никелевые рудники. Законом Мурманской области № 1156-01-ЗМО от 23 ноября 2009 года населённый пункт был упразднён в связи с отсутствием проживающего населения.

Не доезжая 3 километра до Моккет, ставим GPSв режим компаса и уходим строго на север. В сторону заснеженных горных вершин.

Эти вершины во время войны были укрепрайонами немцев. Там полно торчащего из-под снега военного железа.

Места красивейшие, нам очень повезло в этот день с погодой. На улице было около минус 10 градусов, и светило весеннее солнце.

Но горы есть горы, не зря тут немцы во время войны держали горных егерей.

Не доезжая 7 километров до мотеля, когда мы двигались по красивейшему плато я «щелканул», поймал спрятавшийся под снегом камень, сломал подвеску лыжи. Сам вылетел со снегохода на камни. Удар был настолько сильным, что у меня сломался пополам наколенник. Сам я малость поцарапался. Дальнейшее движение было сильно затруднено, так как рулить снегоходом из-за поломки я уже не мог. Эти 7 километров мы ехали полтора часа, периодически вытаскивая меня из глубокого снега.

Но мы все же достигли намеченной точки.

В Титовке мы загрузили мой сломанный снегоход в микроавтобус, и я уехал домой, а парни двинулись назад в Пяйве.

Общий пробег от станции Пяйве до кемпинга на Старой Титовке получился 115 километров, которые мы преодолели за 7 часов. Обратный путь парни прошли за 4 часа.

Игорь (Drug). 15 марта 2013 года.

Наверх