17.05.2013 — Финмарк, музей коммуны Сёр-Вара́нгер в Киркенесе и часовня короля Оскара II

17 мая в пятницу к вечеру установилась хорошая по нашим мурманским меркам погода +18 , которую обещали до вечера субботы. Далее по прогнозу опять пасмурно и дождь. В этом году открыть мотосезон мы решили легким продубасом выходного дня в Норвегию. Маршрут Мурманск-Печенга-Заполярный-Никель-Киркенес-часовня Оскара2-Никель-Мурманск. Получилось 583 километра. Заодно и проверили, пускают ли по старому паспорту в Норвегию. У меня в старом паспорте действующая до сентября норвежская шенгенка, но он неделю назад в связи с выдачей нового паспорта был погашен. Новую визу буду оформлять чуть позже. Так вот результат проверки. Пускают! Российским пограничникам даже можно старый паспорт не показывать, а норги смотрят на визу, потом смотрят в компьютер, потом в новый паспорт ставят печати и все.

Вот трек нашего маршрута.

Как всегда встречу назначили на нижней заправке Роснефть на выезде из города у стеллы. Выехали с запаравки в 10 утра, на улице +14 . Решили не торопиться. Летняя разница во времени России и Норвегии 2 часа. Если в Мурманске 10 утра, то в Киркенесе еще только 8.

На Титовке пограничный пост сняли. На фотографии видно, что от шлагбаума остались только грузики.

Титовка является местом, откуда начинаются маршруты на Рыбачий и старую немецкую дорогу. Тут расположен кемпинг, в котором можно переночевать, оставить на охраняемой стоянке автомобиль, попарится в бане и перекусить.

Титовка находится на расстоянии 100 км от Мурманска, тут мы обычно разминаем ноги и завтракаем. С Титовки дорога идет через поселок Спутник в Печенгу. В Печенге ведется строительство более прямой объездной дороги, минуя город. К сожалению из-за строительства новой трассы снесли единственную заправку. Теперь от Титовки за ближайшим бензином ехать придется в Заполярный.

Следующий поселок, в котором мы решили остановиться, это Заполярный.

На въезде в город стоит памятник-пушка.

Старый кинотеатр.

А это я и Толик. Мы во Вьетнаме на мопедах вместе больше двух тысяч накатали.

Еще пару десятков километров по сопкам, напоминающим марсианский пейзаж, и мы в другом городе металлургов — Никель.

На улице к 13 часам было уже +23 градуса. Погода заставляла снять утепление, что Сергей и сделал в Никеле на заправке.

После того, как год назад для жителей приграничной 30 километровой зоны ввели безвизовый въезд, норвежцы теперь заправляются в Никеле, еще и 10 литров в канистру наливают. Бензин у нас стоит в 2 раза дешевле.

Границу мы перешли довольно быстро. Большого количества туристов не было, так как сегодня работают не все магазины. 17 мая в Норвегии день Независимости, и они празднуют, отдыхают на природе в своих маленьких дачных домиках.

Около въезда в город находится наша следующая точка. Это музей комунны Сёр-Вара́нгер (Sør-Varanger). Сегодня по всему миру будет проходить «Ночь музеев», мы решили не дожидаться заката.

Около музея проходила фотосессия. Профессионал работал с девушкой в национальной одежде.

В музее мы с Сергеем к своему удивлению увидели любопытную карту, датированную 1889 годом. На ней вся мурманская область и кусочек Карелии входят в норвежскую губернию Финмарк. Во как! Я люблю посещать музеи за границей, там дают информацию не такую, как у нас. Есть расхождения, вот и думай где правда, а где вымысел.

Вот Сергей помогает норвежскому партизану следить за выходящими из фьёрда немецкими подводными лодками. «Халварсоны» очень похожи. Наши спецслужбы вербовали норвежских рыбаков, которых захватывали в море на рыболовных судах и засылали небольшими группами по 3 человека с радистами для слежения в тылу за передвижением судов противника.

Свастика собранная из нацистских плакатов на норвежском языке.

Самолет ИЛ-2 «Штурмовик» восстановлен на Ловозерском ГОКе п. Ревда Мурманская обл. 17 октября 1989 года.

Вообще нам показалось, что музей был сделан, как ангар для этого самолета. Это единственный экземпляр «ИЛ-2» на западе. Всего сохранено семь экземпляров. «Ильюшин» потерпел крушение на озере Сеннагрессваннет в горах Ярфиорда 22 октября 1944 года. Нашли его в 1947 году, в 1974 году, предприняли первую попытку поднять его со дна озера, но оторвали только хвост. В 1984 году предприняли еще одну попытку и все получилось. Этот самолет должен был разбомбить мост через реку около Киркенеса. Он сделал три захода, но был сбит зенитчиками.

В Киркенесе, как и в Мурманске, только пригревает солнце и люди уже в шортах и полураздетые выходят на улицу, но наша северная природа обманчива. Через час-два запросто может пойти снег. После музея мы прокатились по Киркенесу и двинулись к следующей точке нашего путешествия.

Дорога к часовне короля Оскара II начинается, не доезжая примерно 200 метров до норвежского пункта пограничного перехода. Имеет обозначение дорога номер 886. На указателе написано Grense Jakobselv 45 километров.

Дорога проходит вдоль Норвежско-Российской границы. С норвежской стороны нет никакой колючей проволоки, контрольно-следовой полосы (КСП) и прочих заслонов для передвижения людей. Поразительно, но ни кто с норвежской стороны к нам не бежит. Россия сама себя изнутри огородила колючкой от всего внешнего мира. Пережиток железного занавеса.

После проведения границы в 1826 между норвежскими и русскими рыбаками постоянно возникали споры. Губернатор Финмарка неоднократно просил о размещении канонерки у устья реки. Норвежский морской офицер предложил, что будет лучше построить часовню и в качестве культурной защиты границы с востоком. В 1869 году часовня была освящена. В 1873 году часовню посетил король Оскар. Он попросил дать ей его имя. В 1883 году служба маяков и вех побелила часовню, но к 100-летнему юбилею в 1969 году ей был возвращен прежний вид. На рядом с часовней расположенном кладбище на надгробиях русские, финские, саамские и норвежские имена. Некоторые из крестов русские православные, но большинство лютеранские.

Норвежцы бросают свои снегоходы прямо у дороги. Так и будут теперь ждать следующей зимы.

Погода стала портиться. Температура опустилась до +8 и стал накрапывать легкий дождик. Я утеплился и надел дождевик. Мы выдвинулись в обратный путь. На перевале около Титовки столбик термометра упал вообще до +4,5 градусов. К 22.00 часам мы были уже дома.

Хоть мотосезон мы для себя и открыли, но без солнца кататься пока еще холодновато.

Расходы.

Гринкарта (2 недели) — 770 руб.

Медстраховка 1 день −100 руб.

Бензин 3 заправки примерно по 8 литров АИ-95 25 литров — 800 рублей

Кофе на заправках Роснефти 45 руб. — 90 руб.

Завтрак на Титовке 100 руб.

Ужин на Титовке 300 руб.

Билет в музей 50 NOK — 300 руб.

Кофе в музее 20 NOK − 120 руб.

Итого: 2580 руб.

Наверх