Поездка в Лиинахамари. 8-9 сентября 2012 года

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03294.jpg

Совершить поездку в Лиинахамари нам предложили в «Газе до отказа». Пришла СМСка с предложением присоединиться к группе квадроциклистов. Так как организовывал поездку один из очень уважаемых эндуристов, Гена Насыров, мы с моим другом Дмитрием решили присоединиться. Специально для этой цели мы оформили пропуска в погранзону. Как получить пропуск я описал недавно в конференции http://motomurmansk.0pk.ru/viewtopic.php?id=2652#p34932

К сожалению за неделю до поездки Гена решил протестировать свой новый мотоцикл. И попробовав съехать с горы от самолета в поселке Шонгуй, он сломал себе ключицу. Таким образом организатор и вдохновитель поездки выпал из состава участников. Но так как мы парни упертые, мы решили поехать туда самостоятельно. Я навестил больного товарища в больнице и получил от него список достопримечательностей, которые надо навестить в Лиинахамари. Вот такой список мне набросал Гена.

1. Воинское захоронение около Печенги.

2. Штаб пограничников и посмотреть около него мины и пушку.

3. Танковые ворота.

4. Малый порт и доты на его территории.

5. Цистерны.

6. Базу торпедных катеров (в бинокль).

7. 4 кольца недостроенных батарей.

8. Доехать до полуострова Немецкий и там посмотреть двухствольное орудие.

Гена рассказал о сложностях предстоящих по дороге к полуострову Немецкий. Первая — это дорога через озеро, в котором плиты выложены в виде кривой по краям, от которой глубина около 3 метров, и про спуск в виде каменных ступенек. Еще я получил очень полезный номер телефона местного краеведа Василия.

В конференции я выложил приглашение всем желающим присоединиться к поездке. В итоге нас собралась небольшая группа: двое из Мурманска это Я и Дима на Хондах XR250, трое из Заполярного Андрей (Zong1) на Хонде CRM, Толик на BMW F800GS (ох и тяжело ему пришлось) и Влад на 400 кубовом квадрике от BRP. В таком составе мы и поехали в Лиинахамари.

В 9-30 утра 8 сентября мы выехали с заправки Роснефти от Стеллы. Тут было первое приключение. Пока Дима заправлял мотоциклы, я пошел к кассе оплачивать. В это время поступил сигнал на рацию милиционеру, который только что передо мной купил кофе и пиццу: перекрыть заправку и эвакуировать людей. Я только успел оплатить топливо и был свидетелем, как он бросился выполнять задание так и не притронувшись к дымящейся пицце и ароматно пахнущему кофе, которые так и остались стоять на столике. Заправку очистили в считаные минуты, перекрыв полицейской машиной въезд. Второй полицейский перекрыл своим телом выезд. Причина была проста: кто-то на холодильнике с мороженым оставил предмет похожий на термос, а какой-то бдительный гражданин об этом сообщил в полицию.

Далее мы поехали по Печенгской дороге. Мне редко выпадает халява не сидеть за рулем, и по этой причине я стал фотографировать все достопримечательности, которые попадались мне на пути.

Памятник Полярной дивизии.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтПолярной дивизии.jpg

Безрельсовый железнодорожный мост.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтмост.jpg

Долина Славы.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтДолина Славы1.jpg

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтДолина Славы2.jpg

Река Западная лица, та самая, на которой было остановлено наступление немцем на Мурманск.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтрека Западная лица.jpg

Радиопрозрачный купол како- то РЛС. Смотрится, как инопланетная летающая тарелка.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайткупол.jpg

КПП на Титовке.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтКПП.jpg

Канатная дорога. Мурманскими поисковиками смонтированы 5 столбов старой канатной дороги, которую использовали немцы для нужд фронта. Схему можно посмотреть на этой карте http://www.kolamap.ru/arh/img/kanat_doroga/shema_2600.html А информацию тут: http://www.kolamap.ru/arh/kanatnaja_doroga.html

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтканатная дорога2.jpg

А вот как она выглядела в военное время.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтканатка 2.jpg

Еще на Титовке есть музей под открытым небом. В котором представлена техника, использованная при строительстве дороги Печенга-Мурманск.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтТитовка музей1.jpg

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтТитовка музей 2.jpg

Кафе и гостиница. Эти вагончики раньше использовались дорожными строителями. В зимнее время, когда из за метелей и снегопада закрывали перевал на Спутник, тут ночевали водители. Как-то в 90-х и я тут заночевал.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайткафе.jpg

В кафе продаются знаменитые фирменные бутерброды из семги и вкусные пирожки.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтпирожки.jpg

По дороге чуть дальше Титовки памятный знак погранзаставе принявшей первый бой с немцами.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтпогранзастава.jpg

Потом по дороге справа попался непонятный объект, который Димка идентифицировал, как вышку танкодрома. Он в армии служил рядом с подобным объектом. Может он и прав.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайттанковая директриса.jpg

Проезжая Спутник, получилась вот такая фотография.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтСпутник.jpg

В Печенге на кольце мы повернули направо по указателям на Лиинахамари.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтПеченга.jpg

Проехав примерно 3 километра, в 12 часов дня мы встретились с нашими попутчиками. Они уже подъехали из Заполярного и ждали нас около воинского захоронения.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтВстреча.jpg

После войны большое немецкое кладбище было просто сдвинуто трактором в сторону реки Печенга и только несколько лет назад его восстановили на деньги, предоставленные австрийскими фондами, так как в основном тут похоронены их соотечественники.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтнемецкое кладб.jpg

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтнемецкое кладбище.jpg

Еще несколько километров и мы у КПП Линахамари.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтКПП Лиинахамари.jpg

Трифонов ручей. В этом месте много лет назад монах Трифон собирал с проезжающих деньги и был первым гидом-экскурсоводом по этим местам.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтТрифанов ручей.jpg

А это остатки от некогда самой северной в мире железной дороги.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтжд.jpg

Сразу после ручья первая отворотка направо привела нас к угольному причалу.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтугольный причал.jpg

Через несколько километров визитная карточка Линахамар- торчащий из скалы нос торпедного катера.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтнос катера.jpg

Вид брошенных многоэтажных домов и магазинов на центральной дороге производит весьма депрессивное впечатление.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтброшеные дома.jpg

На сопке портрет Ленина. Очень хорошая краска. Много лет уже, а как новенький.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтЛенин.jpg

Остатки танковых ворот, почему-то покрашенные в розовый цвет.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайттанковые ворота.jpg

Вот старые фото этих противотанковых ворот.

Описание: C:UsersUserDesktopЛиинахамари%20%20~1.JPG

Ворота продолжаются на другом берегу ручья.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайттанковые ворота 2.jpg

Штаб пограничников. Во дворе пушка и морские мины времен войны.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтштаб1.jpg

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтштаб2.jpg

Само здание, в котором размещается штаб, раньше было гостиницей. Гостиница была построена еще в 40-х годах и являлась крайней гостиницей на «арктической дороге» от Рованиеми до Лиинахамари.

Вот историческая справка:

с.271-274 Финский период (1920-1944 гг.). Строительство порта.

В первое десятилетие после передачи Печенги Финляндии, с 1921 по 1931 гг. для местного рыболовства было построено несколько причалов и хранилищ, например, в Вайтолахти (Вайда-губа), Нурменсятти (Малонемецкое), Мааттивуоно и Пумманки (Малая и Большая Волоковые губы). Конечно, эти причалы не были оборудованы для приёма больших океанских судов. Для этой цели, как самое удобное место для гавани, выбрали бухту Lin'amra'luxt, получившую у финнов название Лиинахамари. Расстояние от пролива Liin'amra'cualm, соединяющего залив с Печенгской губой, до его кута — 5 км. Колебания уровня воды во время приливов и отливов составляли в среднем 2-3 метра, наибольшее— 4,6 м. Гавань была хорошо укрыта от ветров. Глубина бухты — около 19 м.

В 1931 г. в Лиинахамари построили первый причал длиной 50 метров.

В связи с развитием области Петсамо и возрастающей эксплуатацией никелевых месторождений в Колосйоки, в 1938-39 гг. были произведены работы по расширению порта Лиинахамари. Во время «зимней» войны между СССР и Финляндией порт Лиинахамари был занят Красной Армией, а после ее окончания, с 13.04.1940 г. уступлен Финляндии. Сразу же возобновилась активная эксплуатация порта, и уже в начале апреля к причалу его ошвартовались два судна водоизмещением по 8 000 тонн.

Очередные работы по расширению порта проводились в мае 1940 г. Осенью уже функционировали 6 причалов общей протяжённостью 430 метров. Из-за приливов высоту причалов увеличили на 5 метров.

Кроме них весной 1941г. на средства Швеции был построен т.н. «шведский» причал. Зимой 1941 г. было построено 10 бензохранилищ и складских помещений общей площадью 5750 м2; кроме того, 3000 м2 навесов для хранения товаров и грузов.

Вдоль ведущей в Лиинахамари дороги было расчищено и осушено 2,5 га болот.

Еще в сентябре 1940 г. гавань получила электричество. Пропускная способность порта увеличилась до 2000 т в сутки.

С оккупацией Норвегии Германией в апреле 1940 г. порт Лиинахамари был единственным в Северной Европе нейтральным океанским портом.

Импорт в Петсамо прекратился почти полностью 14.06.1941г., когда Ан¬глия перестала принимать финляндские суда. Эти меры были следствием прихода на территорию Петсамо фашистских войск. Военное положение было введено 20 июня 1940 г.

У самого берега бухты находилось здание, где размещался таможенный персонал. Здание сильно пострадало во время «зимней» войны. Справа от дороги в бухту, у ее поворота, находилось построенное в 1932г. здание отеля (гостиницы). Оно принадлежало финскому Акционерному туристскому обществу (Suomen Matkailijanyhdistyksen, SMY OY). В начале «зимней» войны здание было уничтожено. Но сразу после ее окончания начались восстановительные работы, здание было отстроено вновь. Одновременно проводились работы по расширению Лиинахамарской гавани. У бывшего отеля есть своя история. В книге почётных гостей имелись записи, сделанные известными в то время людьми, деятелями мировой политики, науки, культуры, в т.ч. Столберга, Каллио, Рюти, Маннергейма.

Советское консульство в Петсамо начало свою деятельность с 1940 г., после «зимней» войны. В промежутке между «зимней» и Второй мировой войной (1940-1941 гг.) в здании отеля размещались в одно и то же время консульства СССР, Англии, Швеции и Германии. Затем Советское консульство переместилось в Парккина (см. Баркино). Эти консульства давали разрешения на перевозки и осуществляли контроль за наличием необходимых документов. Выполняли и другие, весьма разнообразные функции. Англия претендовала на право контроля за военными грузами из Германии в Финляндию. В каждом консульстве были официальные лица для осуществления контроля. Помимо контроля в самом порту, наблюдатели были рассредоточены на протяжении всей Ледовой дороги. Лиинахамари был ее конечным пунктом, отстоящим от Рованиеми на 531км. Суда обычно ожидали разгрузки в порту Лиинахамари; затем трудной и долгой дорогой на автомобилях, шедших в автоколоннах, грузы перевозились к месту назначения. В случае неправильного оформления документов грузы могли быть возвращены в порт.

Отсюда, из Лиинахамари, круглый год было свободное сообщение со всеми морями мира. Этот путь был короче и дешевле, чем из портов, расположенных в южной части Финляндии.

Возможности хранения грузов возрастали за счёт использования для этих целей самих судов, ошвартованных в порту, но не разгруженных. В зимнее время суда использовались как склады-хранилища: в январе-феврале 1941 года стоящие в порту Лиинахамари суда имели на своем борту от 30000 до 40000 тонн различных грузов. В марте автоперевозки значительно возросли, увеличилось количество разгрузочной техники. Зимой 1941 года был получен 25-тонный кран.

Кроме Финляндии, в эксплуатации порта были заинтересованы и многие другие страны, в т.ч. Швеция. Между Швецией и Финляндией 28.06.1940г. было заключено соглашение о перевозках грузов для Швеции. Первые 100 грузовых автомобилей «Вольво» (Volvo) пришли перед началом Второй мировой войны. Перевозки Швеции в обороте порта Лиинахамари составляли в 1940 г. 90%, а в 1941 г.—только 10%. Швеция оплачивала эксплуатацию дороги, строительство собственного причала, обеспечение сохранности грузов и др. услуги.

Интенсивность использования порта Лиинахамари возросла с марта 1941г. Автоперевозки из Лиинахамари шли также и через Норвегию. В мае Акционерное общество получило для перевозок 3 автомобиля, через месяц их было уже 230, а в 1941 г.—650. В 1941г. срочно были построены дополнительные семь причалов, общая протяжённость которых составила 530 м. Иногда на рейде порта скапливалось в ожидании разгрузки до 70 судов и 2000 автомашин с грузами из Лиинахамари в Рованиеми.

Рыбоперерабатывающий завод перерабатывал на муку 100-1000 кг сельди и других рыбопродуктов в день.

В годы Второй мировой войны в Лиинахамари размещался лагерь советских военнопленных.

(См.: Makela P. Pitkoksilta pikiteille.— Jyvaskyla, 2000; Pohjanpalo J. Eilispaivan Petsamo.— Porvoo, 1970; Paasilinna E. Kaukana maailmasta.— Helsinki, 1984; Paasilinna E. Maailman kourissa.— Helsinki, 1983.)

Autere E. & Liede J. (Аутере Е., Лиеде И.): «.. .В 5 км от моря природа создала прекрасную глубокую гавань. Гавань Лиинахамари. Ширина фарватера у входа в залив 1,5 км, глубина в устье залива 60 метров, в начале гавани — около 100 метров. Самая большая глубина 160 метров.

По обеим сторонам фарватера возвышаются тундры около 300 м высоты. Общая длина бухты составляет 18 км. Океанский порт Лиинахамари был создан в начале 30-х гг. 20 в. Гавань расширена в период с 1940 по 1941гг. До Лиинихамари не было шоссейной дороги. Она заканчивалась в Ивало. В 1931 г. было завершено строительство участка дороги в 240 км от Ивало до Лиинахамари. Дорога таким образом соединила Рованиеми и порт Лиинахамари. Через каждые 25 км вдоль дороги были построены дорожные постоялые дворы.

Сначала по дороге курсировали туристы. Затем началось оживление грузопотока в связи с освоением месторождения медно-никелевых руд. Между „зимней“ и Второй мировой войнами по дороге курсировало более 4000 грузовых автомобилей. Перед Салмиярви дорога делала поворот направо в Колос-йоки, далее продолжалась через Печенгские тундры как производственная дорога к месту добычи руды, а затем у Хаукилампи (Haukilampi) соединялась с большой шоссейной дорогой Яямерентие (Jaamerentie). Через несколько километров после Салмиярви дорога ответвлялась налево вдоль берега Пазреки в Норвегию, через Борисоглебский. В 1937 г. через Пазреку был построен подвесной мост. Планы постройки здесь ГЭС были и у финнов. В годы Второй мировой войны Ледовая дорога соединилась с сетью дорог Норвегии. Ею пользовались немцы. Также по этой дороге в Киркенес вывозилась продукция завода в Колосйоки, а оттуда на морских судах экспортировалась в Германию».

(Petsamon nikkeli. Taistelu metallista.— Helsinki, 1989.—S. 14, 15.)

Строительство причалов в глубине бухты, где вершины высотой 90-100 м скалистыми уступами круто спускались в воды залива, потребовало специального проектирования. Рейд гавани был слишком глубоким. Первый причал длиной 50 м был построен в 1931г. Он обслуживал Печенгское промысловое рыболовство, товарооборот и туристов. Он опирался на еловые сваи, закупленные в Норвегии. Остальная древесина для строительства приобреталась из государственных лесов в долине реки Паз. Причал был размещён в середине губы, невдалеке поднялись здания конторы порта и таможенный пункт. В том же году была готова Ледовая дорога(шоссе) (Jaamerentie— дорога к Ледовитому океану) длиной 531 км. Двумя годами позже построили причал Рыболовецкого акционерного общества Петсамо, главным пользователем которого было государство. В 1933 г. было построено туристическое судно «Jaameri». Оно регулярно с недельным интервалом курсировало в прибрежные поселения Рыбачьего полуострова и в Киркенес. Один раз в месяц осуществлялось пароходное сообщение с норвежскими портами и Гамбургом. Через порт Лиинахамари осуществлялись разнообразные перевозки, в т. ч. с рудника в Колосйоки. Со временем возникла необходимость расширения порта; работы проводились в 1938-1939 гг. и продолжились в 1940 г. За эти годы были построены 2 портовых причала, рыболовецкий причал, нефтехранилище, док. Всего в Лиинахамари было 5 государственных и 2 частных причала общей длиной более 550 м. С началом «зимней» войны работы прекратились, годы расцвета прошли.

 

Повернув от штаба направо, мы попали на бывшую базу подводных лодок. Ныне это частная собственность. Порт принадлежит рыболовецкому колхозу.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтпорт1.jpg

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтпорт2.jpg

После передачи в частные руки в порту началось движение. Пригнали судно: базу по переработке рыбопродукции, которое скоро начнет работать. Вставили металлопластиковые окна, отмыли и очистили старое офицерское общежитие, из которого скоро сделают гостиницу. Привели в порядок старые немецкие доты, отмыли, провели электричество, сделали освещение. Построили из старого склада гостевой домик с сауной, камином и бильярдом. В общем, когда объекты попадают в частные руки, начинается нормальная работа. На аукцион выставили три причала в Лиинахамари. Скоро там начнется движуха.

Остановиться на ночлег в Лиинахамари можно в трех местах. Первое-это муниципальные квартиры. Чтобы поселится, нужно договариваться заранее. Цена двухместной квартиры 200 рублей в сутки. Второй вариант-это гостевой домик на территории малого порта. Спальная комната только одна с двухспальнорй кроватью, но еще порядка 4 диванов в зале и в каминной комнате. Могут разместиться человек 6-8. Цена 2500 рублей. Ну и третий вариан- это судно. Кают много. Там любят останавливаться любители дайвинга. Цена за койку 500 рублей, включая ужин.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайткорабль.jpg

Мы быстренько зарезервировали каюты и рванули на полуостров Немецкий. Вот маршрут.

Описание: D:Лиинахамари 8-9 09 2012На сайтмаршрут.JPG

 К нам присоединился местный краевед Василий. (Его Ник на сайте http://blockhaus.ru  peura53 )

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC08428.jpg

Он сел вторым номером на квадрик к Владу. Это было правильное решение. Благодаря Василию мы не плутали в поисках достопримечательностей и получили  море интересной информации о Лиинахамари и окрестностях.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03295.jpg

Мы с лёгкостью преодолели то самое озеро с изогнутой траекторией дороги даже не намочив ноги, так как в этом году дорога была сухая. Обычно она под водой  минимум сантиметров на 20. А справа и слева от дороги глубина до 3 метров.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC08517.jpg

Практически без проблем спустились по «чертовому спуску», который действительно выглядит, как каменная лестница с большими уступами. Машины тут не ездят, их оставляют на вершине. Перевернулся только Влад на квадрике, и пару раз прилег Толик на ГСке.  BMW слишком тяжелый мотоцикл для таких дорог, но Толик решил продолжать.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC08492.jpg

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC08443.jpg

Спустились потом по тропе уходящей вправо от дороги, ведущей на пляж, забрались на гору, но далее продолжили наше путешествие пешком к полуострову Немецкий.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC08452.jpg

Так как дороги на полуостров не было ни при финах, ни при немцах, и наши тоже не стали строить туда дорогу. За все время на мототехнике туда еще ни кто не доехал. Местные жители приезжают  на лодках или пешком.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03245.jpg

Вот та самая двухствольная пушка ради которой мы в общем-то и ехали. Это как «шарик» на Нордкапе.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC08474.jpg

Под ней еще 4 этажа разных помещений, которые говорят  строили наши военнопленные.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03260.jpg

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03272.jpg

Немцы, уходя, взорвали склады с боеприпасами, поэтому в округе валяется много невзорванных снарядов, которые просто разбросало по окрестности. Железа тут предостаточно.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03327.jpg

Вот сани, на которых во время войны подвозили боеприпасы.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03339.jpg

Так как на батареях полуострова Немецкий использовались и старые трофейные французские пушки, то местные жители в хозяйстве используют старые пороховые бочки. Вот эта 1903 года (определили по серийному номеру, выбитому на бортике).

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03248.jpg

А про спиленные стволы от этих пушек существует красивая история, которую рассказал Василий. Тот единственный ствол, который валяется в кустах, был один из четырех спиленных с французских пушек. При транспортировке оборвались стропы, на которых его волокли и более поднять его не смогли, а может посчитали, что хватит и трех оставшихся в распоряжении ученых. Дело в том, что внутренняя стенка  ствола была сделана из особого металла, разработанного французами и хранившегося в секрете. Металл не реагировал на излучение. И наши ученые решили использовать его для настройки приборов на только-что запущенной «Кольской сверхглубокой».

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03368.jpg

Правда или вымысел наверно уже не узнать, так как Кольскую сверхглубокую уничтожили несколько лет назад.

Потом мы поехали на пляж.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC08476.jpg

После легкого обеда нам предстояла обратная дорога. Всего 12 километров. И тот самый «чертов спуск». Я и Андрей заскочили на самый верх, пропрыгав по  всем ступенькам. Димка на одной из ступенек выбрал неправильную траекторию, и мотоцикл, как строптивый ослик  поднялся на дыбы и скинул своего седока. Димка только успел катапультироваться, чтобы мот не накрыл его.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC08496.jpg

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC08498.jpg

Тяжелей всех было Толику. После того как он прилег, его ГСку просто тащили всю дорогу, другого варианта просто не было.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC08502.jpg

 

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC08511.jpg

После такой насыщенной поездки мы приехали на пароход.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC08526.jpg

Сходили в баню, поужинали, выпили  и  т. д.  За дружеской беседой время пролетело незаметно. Разошлись мы только в 5 утра.

Проснулись около 11 часов. На улице моросил дождь.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03383.jpg

Так как двигаться не очень хотелось, мы решили пройтись по территории малого порта, тем более, что это место-одна из достопримечательностей указанных Геной.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03390.jpg

Дот снаружи.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03406.jpg

Дот внутри.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC08529.jpg

Гостевой домик, в нем можно попросить включить свет в доте.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03417.jpg

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03425.jpg

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03427 (2).jpg

Железные стельки.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03416.jpg

Скоро из этого здания  сделают гостиницу. При военных это было общежитие офицеров подводников. Потом помойка. Только когда порт попал в частные руки, началось восстановление.

Уже стоят металлопластиковые окна, вымыты и вычищены от мусора внутренние помещения.

 Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03432.jpg

Немножко походив ногами, мы сели на мотоциклы и  поехали осматривать то, что не успели увидеть вчера согласно Гениного списка.

Первыми по списку были кольца недостроенных немцами батарей. Хотя есть умники, которые считают, что это посадочные площадки для НЛО. Это  что же они курили?

Описание: http://vaostory.ru/upload/blogs/95c7349041627ddbc496289c4f3e8145.jpg

Первое кольцо, если считать по дороге от пожарки в сторону хлораторной станции.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC08538.jpg

Второе кольцо.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03440.jpg

Третье кольцо.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC08543.jpg

Четвертое кольцо.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03451.jpg

Дальше мы проехали через ворота у хлораторной станции и спустились по другой дороге в поселок около старой немецкой офицерской гостиницы.Она  была построена в 40-х годах.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03476.jpg

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03469.jpg

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03461.jpg

Те самые цистерны. Еще одна визитная карточка Лиинахамари. Гена называет их Шелл. Я же нашел в интернете, что это все же Эссо.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC08551.jpg

Описание: http://blockhaus.ru/forum/index.php?s=9193790563dfbb7c727b2879af3bd0af&app=core&module=attach&section=attach&attach_rel_module=post&attach_id=124358

В правом углу надпись ESSO.

Описание: http://blockhaus.ru/forum/index.php?s=9193790563dfbb7c727b2879af3bd0af&app=core&module=attach&section=attach&attach_rel_module=post&attach_id=124359

На другой стороне залива в бинокль очень хорошо видны  шахты немецких торпедных аппаратов. Они полностью контролировали вход в бухту.

Описание: http://vladsc.narod.ru/2004/091819/i2360m.jpg

Вдали  левее шахт видны садки по выращиванию лосося кампании «Русский лосось».

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC03483.jpg

На вершине над цистернами находятся дот и остатки береговых батарей.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC08554.jpg

На обратном пути в районе причалов обратили внимание на полуразрушенное  строение. Это здание  Гестапо, точнее целый комплекс зданий. Так сказали.

Описание: C:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSC08564.jpg

Около этого места  я малость задержался, рассматривая,  что бы еще щелкнуть из фоторужья. На жигулях подъехали два местных жителя и восхищенно спросили: «Это ты доехал до Немецкого на мотоцикле?»  Но я сказал правду, что до самого полуострова мы не стали пробиваться, так как не ставили себе такой задачи. Они мне сказали, что за все время только один квадроциклист несколько лет назад смог туда добраться. Так что,  значит есть туда объезд. Соответственно и повод еще раз вернуться.

На этом все достопримечательности по нашему списку закончились, да и время уже было 6 вечера.  Мы собрались и поехали домой в Мурманск. Лето закончилось. Это наверно последняя в этом сезоне вылазка на мотоциклах. Скоро начнется снегоходный сезон!

Описание: EItOQ.jpg

Наверх