Экспедиция «Арктик-трофи 2010»

Если колхозную грязь разметая,
 Трактор обходит какая-то  дура,
Это не водка попалась плохая.
Перед  тобой - мотоцикл  “эндуро”



Как обычно во время одной из дружеских посиделок  созрела идея проверить свои силы во внедорожном ралли: рейде «Арктик трофи». Готовиться к экспедиции мы начали за месяц до старта.  Закупили недостающую экипировку, обсудили  количество закупаемой провизии и «огненной воды». По совету «Чечена» закупились  сникерсами, так как из опыта предыдущих поездок  эти  батончики необходимо распихать по всем карманам, и   это может быть единственной едой на период ожидания запаздывающего «обоза». Через пару дней я добавил к вещам, которые вез на мотоцикле еще сухие кроссовки, носки и теплый комбинезон. Под продукты из ближайшей военной части я «приватизировал» пару очень подходящих ящиков,  при этом почувствовал себя камбоджийцем, перевозящим домашние запасы.



Итак,  началось наше приключение  в городе-герое Мурманске 4 сентября 2010 года в 11:00 от памятника Защитникам Заполярья (Алеша) в составе 7 джипов, 2 квадроциклов и 4 мотоциклов.  Арктик трофи стартовало в 16–й раз. Маршрут экспедиции проложен по местам   послевоенной стройки 509 МВД, которую в период с 1951 по 1953 года  строили руками заключенных и прекратили в связи со смертью Сталина.



Дальше я просто приведу историческую справку
«С 25 августа 51года секретным Постановлением Совмина СССР было положено начало стройке железнодорожной линии Апатиты-Кейвы-Поной расстоянием в 400км, с ответвлением к бухте Йоканьга и на пос. Лесной, в то время центр Терского р-на. Строительство поручили МВД, у которого было Главное управление лагерей железнодорожного строительства с бесплатной рабсилой. Стройка имела обозначение - № 509 МВД. Для непосредственного производства работ предполагалось использовать 15 военно-строительных батальонов и 5 тысяч заключенных. Планы были жесткими, но стройка стала сбоить с самого начала. 16 октября из Таллинна прибыл первый этап, 284 заключенных без охраны. 27 октября колонна впервые вышла на работу. 28 октября прибыла спецэтапом колонна из Печорлага, на нее возлагали большие надежды как на организованный отряд, закаленный в тяжелых условиях и готовый к работе. На деле колонна была сформирована без учета, куда и зачем идет. Лишь в 1952 году все силы были брошены на основное задание - освоение трассы на 110 км и укладку 50-километровго рельсового пути.

Фактически было сделано: по Западному плечу (от ст.Титан) была проложена ж/д трасса до 110 км, грунтовая автодорога на этом уч-ке и обустроены рабочие городки на трассе. Рельсовый путь проложен на протяжении 39,5 км (вместо 50 км), не хватило рельсов, и рабочее движение поездов до реки Кица так и не было открыто. Была проложена постоянная линия связи до р. Кица, и временная до 120 км на лесозаготовительный пункт. В районе 45 км обустроены штаб и городок 1-го отделения стройки. На ст. Титан построен жилой городок из 25 сборно-щитовых бараков и 27 деревянных домов, магазин, столовая, амбулатория, аптека, почта, производственные здания.
По Восточному плечу (пос. Гремиха) строились городки, прокладывалась автодорога и линия связи - готовились к приему рабсилы.

Кроме того, строительство вело лесозаготовки. Лес шел и на собственные нужды, и на шпалы ж/д. Специалисты построили лесопильный цех, где работали 2 лесопилорамы и две шпалорезки. Материально-техническое обеспечение катастрофически отставало от потребностей стройки, а механизация была минимальная. Все работы в основном велись вручную, главным транспортным средством были лошади - 79 грузовых автомобилей не могли обеспечить все потребности в транспорте.

Несмотря на все трудности, в 1953 году быт был, в основном, налажен, строительство разворачивалось всерьез и надолго. Но смерть Сталина дала толчок началу перемен - 18 марта 1953 года МВД было освобождено от «несвойственной ему производственной деятельности».Главное Управление лагерей ж/д строительства было реорганизовано в Главное Управление ж/д строительства и передано в Министерство путей сообщения. Постановлением Совмина СССР от 28 марта 53г. исправительно-трудовые лагеря и колонии, входящие в архипелаг ГУЛАГ, переданы из МВД в Министерство юстиции. Вскоре ему же были переданы и лагеря, входящие в состав производственных, в т.ч. и Управление ИТЛ строительства № 509. Таким образом, строительство потеряло дешевую рабочую силу, т.к. Министерство юстиции потребовало от промпредприятий заключения договоров на использование труда заключенных и не бесплатно.

В таких условиях продолжение строительства становилось слишком дорогостоящим мероприятием. Было принято решение о консервировании целого ряда подобных строительств, в т.ч. и строительства № 509. Лагерь был передан в состав Белоречлага, расположенного на ст. Апатиты. Большая часть военно-строительных батальонов была переведена в Печенгу, в распоряжение строительства № 511, личный состав Управления строительством - на стройку железной дороги Улан-Батор - монголо-китайская граница. Жилой поселок и сооружения на ст. Титан достались Кировской железной дороге. Так закончилась история стройки № 509. Пожалуй, единственным практически пригодным к использованию достоянием этой стройки стала ветка от Титана до Ревды, которая используется Ловозерским ГОКом (ныне ОАО «Севредмет») для грузовых перевозок.»

Несколько слов о нынешнем состоянии заброшенной стройки 509:



Рельсовый путь, частично проложенный от существующей ж/д ветки на Ревду, — разобран,  как в прочем и железная дорога на Ревду тоже. По непроверенной информации ветка до Ревды строилась без соблюдения стандартов в ускоренном темпе и планировалась только лишь для завоза многотонного оборудования для запуска ГОКа. Использовать ее для вывоза продукции, а уж тем более для пассажирского движения, не планировалось. Но как это часто бывает, жизнь внесла свои коррективы, и в последующие годы ветка активно использовалась и гражданскими поездами.

В «веселые девяностые» ветка окончательно перестала обслуживаться. Именно тогда дорога официально была закрыта для движения поездов.



Сохранились незавершенные опоры — «быки» ж/д моста через реку Кица.  Есть легенда, что в одной из колонн старого моста замурован товарищами по несчастью зек. Лес потихонечку заполняет вырубки 50-х годов. Дорогу, которую успели проложить заключенные, в настоящее время используют геологи, лесозаготовители, браконьеры и др. Из существующих обжитых поселений оставшихся после строительства можно назвать п. Октябрьский (поселок лесозаготовителей на территории Кировского района), 82 км (дом связиста Валентина Власова) и 137 км, до 1997 года здесь жил связист Н. С. Демкин.



Сейчас здесь постоянно никто не живет. Связисты, кажется,  все еще обслуживают телефонную линию на Краснощелье, так как местами на линии стоят совершенно новые столбы.



Труднопроходимый участок дороги начинается после 104 км. Здесь нужно преодолеть около 5 км Мариокских болот.



Участок болота, насколько хватает взгляда, изуродован гусеницами вездеходов. На тяжелом гусеничном транспорте, типа ГТТ это место преодолевают напрямик, а на вездеходах типа ГТС предпочтительнее окружной путь. Стишок  был такой - "Шел по лесу ГТС, несмотря на GPS."



Поскольку водители каждый раз выбирают неразъезженные участки дороги, полотно болота методически покрывается новыми шрамами. Мариокские болота во многом способствуют сохранению природных богатств и животного мира Центральной и Восточной части полуострова.



В  первую очередь благодаря им попасть в Кейвы можно лишь на тяжелой технике, что существенно ограничивает браконьерство в этом регионе.  Но для нас эти болота оказались не такими уж и непроходимыми.



Часа за три, перетаскивая мотоциклы от островка к островку, мы их преодолели.



Далее предлагаю небольшой дневник нашего путешествия.

16-й чемпионат Мурманской области по трофи-рейдам «Арктик-трофи».
Состав экспедиции http://www.at4x4.ru/rus.shtml
Класс МОТО:
Зубач Михаил, Хонда XR 250;
Чечерин Сергей, Хонда XR 250;
Ефимов Дмитрий, Хонда XR 250;
Малков Игорь, Хонда XR 250 Баха
Класс ATV:
Ежов Владимир, POLARIS 700;
Жаданова Екатерина, Blast 500.
Класс АВТО:
Воробьев Борислав,Калетинец Роман, Моторин Николай, TOYOTA;
Репин Иван, Кулыбин Андрей, УАЗ – 31512;
Ходий Дмитрий, Осипов Виталий, MERSEDES G 300;
Зенков Андрей, Архипов Юрий, УАЗ – 519;
Кукушкин Виктор, Катков Василий, Гарьковская Ирина, УАЗ – 469;
Журавлев Виктор, Сыроветник Александр, Наавгуст Евгений, Toyota LC 70, Украина;
Paulsen Knut, Selmer Svein, Suzuki Jimmy, Норвегия.                



1 день 4.09.2010

Стартовав в 11 утра от памятника Алеше, мы к 16 часам прибыли в поселок Октябрьский .

Далее по дороге построенной еще в 51 году мы за два часа с остановками и ожиданием обоза проехали 40 километров до моста на реке Тага чуть дальше домиков связистов.

На противоположной  стороне реки находились  остатки лагеря строителей времен  51года.
Во всех бывших лагерях несколько лет назад  экспедицией общества «Мемориал» были установлены мемориальные кресты.

В этом месте мы собственно и разместились на первую ночевку.

2 день  5.09.2010

Поднявшись в 7 утра практически по автобану  мы двинулись в сторону  Марийокских болот.

По дороге попалась россыпь амазонита, как будто Данила мастер разбил в этом месте одну из своих ваз сделанных для хозяйки медной горы.

Необычный, по внешнему виду, зеленый самоцвет широко используется при изготовлении ювелирных украшений и других изделий из камня. Окраска амазонита от голубой, зеленовато-голубой до зеленой и травянисто-зеленой. В последнее время появился интерес у некоторых строительных фирм по использованию амазонитовой крошки (фракции 0,5-1,5 мм), для изготовления цветной штукатурки. Возможно, этот способ использования амазонита хотя бы отчасти будет способствовать воскрешению его спроса на рынке поделочного камня.

По пути попалась «лесная баня».

Конструкция очень простая.

Разжигают  печь-каменку, сделанную из куска гусеницы и камней, топят ее до тех пор, пока камни не разогреются до нужной температуры. Степень нагрева камней проверяют, брызгая горячую воду, которая должна мгновенно испариться. При этом пространство вокруг очага хорошо прогревается. Заблаговременно следует позаботиться о нагреве воды для мытья и получения пара. После догорания костра угли и зону убирают, а землю устилают травой или лапником. Основу  из жердей покрывают полиэтиленом или брезентом и баня готова. А уж веников в лесу хватает на любой вкус.  Баня в походе снимает  усталость, способствует восстановлению сил.

Далее начались испытания людей и техники.

В этот день мы прошли 43 км, том числе 2 км Марийокских болот.

Начались первые поломки. И ремонты. В колесо квадроцикла  поставили камеру от заднего колеса мотоцикла.

3 день   6.09.2010

В этот день мы проехали всего 20 километров по хорошей лесной дороге.  Любители рыбалки останавливались на всех ручьях и ловили рыбу.

Михаила  в этот день преследовали неудачи, сначала постоянно спадала цепь,

а потом оказалось что  у него в двух местах она просто лопнула.

Он сильно расстроился,  так как это в общем  для него конец экспедиции. Обратный путь на  болотоходе.  Но Миша проявил  способности кулибина и за вечер на коленках при помощи напильника, молотка и еще нескольких инструментов он собран цепь заново, причем замок цепи у него был только один, а второй он сделал из двух целых половинок сломанных звеньев, правда, пожертвовав при этом посещением бани, которую мы обнаружили в базовом лагере «Демкино» бывшем доме телефониста Демкина.

Из официальной информации с сайта «Арктик трофи 2010»:
Вечером, 6 сентября, экспедиция в полном составе прибыла на реку Кульйок.
Лучше всех проехали мотоциклисты. Первым прибывшим на финиш автомобилем был экипаж Виктора Журавлева из города Киева.
В этих местах еще никогда не бывали ни мотоциклы, ни автомобили.
И, по прежнему, незаменимую помощь и поддержку нам оказывает ОАО "Апатит".

Дом на 137 км представляет собой последний оплот цивилизации.

Баня  до сих пор пригодна к эксплуатации, нужно только протопить и натаскать воды с реки.

И  потом парятся. После трех дней пути попариться и помыться  - верх блаженства.  Чуть-чуть накатить и выкурить сигару.

4 день 7.09.2010

Болотоход, московский и норвежский экипажи остались в базовом лагере. Через пару дней москвичи рассказывали, как пошли на рыбалку и  наткнулись на  свежие следы медвежонка, а известно, что с ним рядом всегда ходит мать. И они постреливая в воздух из «травматики» быстро-быстро возвращались в лагерь, но рыбы все равно  наловили. Норвежцы в рыбной ловле  от них не отставали.

А мы, оставив все лишнее и взяв еды на два дня, двинулись дальше  в сторону  Кейвской возвышенности.

К вечеру мы добрались до Кейв.

«Кейвская возвышенность является центральным водоразделом Кольского полуострова, вытянувшись в его узкой осевой части с северо-запада на юго-восток имеет протяженность около 200 км. Максимальная высотная отметка гора Ягельурта – 397 м. Невзрачные с первого взгляда холмы, на самом деле играют огромную роль для природы и климата Кольского севера. Широтное расположение гор защищает южную половину полуострова от холодных северных ветров. Поэтому вдоль Кейв простирается северная граница притундровых хвойных лесов, а дальше на север - царство тундры, карликовой березки, обширных болот и многочисленных озер. С южной стороны Кейв обширный водосбор с многочисленными притоками реки Поной, впадающей в Белое море, а с северной - берет свое начало река Йоканга, впадающая в Баренцево море.»

С официального сайта «Арктик трофи»:

7 сентября благополучно прибыла на Кейвскую возвышенность. А именно на гору Слюдяную.

Историческая справка:

Месторождение г. Слюдяная.  В  районе горы Слюдяной велась разведка на слюду. Что собственно и отражено в названии места. Возле живописной скальной вершины горы видно множество геологоразведочных канав.
Интересный поделочный камень можно добывать на г. Слюдяной – это окварцованный слюдистый сланец (слюдит). Приполировки этой горной породы имеют мягкий серебристый цвет с отливом. Возможности этого материала пока еще не востребованы. А ведь этот камень мог бы эффективно применяться для изготовления шкатулок, ваз и др. Поделок. Запасы этого поделочного сырья значительны.

Ужин на крайней точке нашего путешествия.

5 день  8.09.2010

Утром, установив флаг, начинается  обратная дорога в сторону  базового лагеря.

Восьмого сентября экспедиция вновь собралась на реке Кульйок.

6 день  9.09.2010

Девятого сентября начали движение обратно в поселок Октябрьский.

Групповая фотография.



Главной проблемой девятого сентября будет большое Марийокское болото шириной 2 км.  Изрядно измотавшись, мы приняли решение  мотоциклы перевезти через болото на  болотоходе.

Погрузка в болотоход.

Глядя на фотографию, почему-то вспоминается кукольный театр Карабаса Барабаса. «Я, известный театральный и кукольный деятель Карабас-Барабас, приветствую Вас!»



Часть техники получила серьезные повреждения. Словами идейного вдохновителя и по совместительству руководителя экспедиции Владимира Ежова «состав экспедиции преисполнен решимости завершить начатое предприятие».

Последний вечер в этой экспедиции.

У «Чечена51»это  четвертое «Арктик трофи» на мотоцикле. Специально для этого вечера Сергей всю дорогу возил бутылку «виски», которую запускают по кругу и каждый перед тем как сделать глоток  говорит то, чем ему запомнилось это путешествие.

Вечером традиционная «свеча»  из целого сухого дерева. Это когда  по длине ствола  делаются бензопилой пропилы и внутрь дерева заливают 20-40 литров соляры. Получается очень красивое зрелище.



7 день  10.09.2010

Отоспавшись после вечерних посиделок с уничтожением остатков спиртного,  выехали в 11 часов.

У Дмитрия перегрелся двигатель, и в масле  появилась эмульсия. После чего его движение было   короткими переездами от лужи до лужи с ожиданием, пока остынет мотор. Проехав  примерно 50 км прибыли к 2 часам дня в поселок Октябрьский. Впервые автомобили, мотоциклы и квадроциклы выкатились в одно из самых труднодоступных мест Кольского полуострова – Кейвскую возвышенность. Нам есть чем гордится, мы первые и уже поэтому мы лучшие.
Арктик Трофи 2010 окончено.

P.S.

Несколько лет назад в правительственных кругах  вновь вспомнили о заброшенной стройке. В связи с тяжелым положением, сложившимся в военном поселке Гремиха, кто-то пытался возродить забытый проект строительства дороги к последнему незамерзающему порту Баренцева моря, и под этим благовидным предлогом выбить денег у соответствующих правительственных фондов. Скорее всего, это была попытка организовать очередную аферу с целью получения долгосрочных кредитов, и в последствии, пользуясь неразберихой в нашем правительстве, прикарманить выделенные средства. К сожалению, так очень часто случается в наше время. Но, к счастью, идея возобновления строительства дороги не получила своего продолжения.
 
P.S.S. Когда я уже собирался выкладывать отчет,  прочитал в  «Мурманском вестнике» в  статье «Где заполярный Клондайк?», что в Апатитах  в Геологическом институте КНЦ РАН прошла  всероссийская с международным участием конференция  «Золото Кольского полуострова и сопредельных регионов». Так вот там  рассматривались вопросы добычи драгоценного металла. Самые большие надежды  возлагают на район Восточных Кейв. Есть надежды, что Кольский полуостров, известный огромными месторождениями апатита, железных руд, преподнесет еще и «золотой» сюрприз. Вот тогда может опять вспомнят про «стройку 509».

Мои расходы:

Взнос - 3000 руб
Продукты - 2000 руб
страховка от несчастного случая 7 дней - 600 руб
аптечка - 1200 руб
палатка - 2140 руб
топливо и транспортировка - 3000 руб
Итого всего расходов  на человека: 12940 руб

Выводы:

  1. Надо что-то делать с обувью. Кроссовые сапоги, которые  предназначены держать ногу и спасти от повреждений во время падений или ударов о камни и пеньки, совершенно не держат воду. После первого же болота или ручья  ноги сырые и ехать весь день  совершенно не комфортно. Одевать бахилы от ОЗК тоже не вариант, так как быстро порвутся  об сучки и камни. Миша,  а потом и Дима использовали обычные болотные сапоги, но при этом рисковали повредить ноги.
  2. Обязательно поменять заднюю звездочку  со  стандартной на более тяговитую  51 зуб.
  3. Увеличить  проставки на руль, так как те которые мы  поставили, оказались  маловаты. Ездить в подобных поездках приходится в основном стоя.
  4. Дожевик оказался лишним, так как через час езды все равно мокрый и на мелкоморосящий дождь внимание уже не обращаешь.
  5. Спутниковй телефон Thuraya работал замечательно. Полезная штука.
  6. Контактные линзы - это  спасение мотоциклистов-очкариков!
Наверх