Легкий променад для тяжелых эндуро или двухдневная поездка на полуостров Рыбачий

 

«…радостно встретит героев Рыбачий,
Родимая наша земля»
1942 г.
Из песни «Прощайте, скалистые горы»
Слова: Н. Букин Музыка: Е. Жарковский

Два мотоцикла BMW F650GS на дорожной резине, поворотники мы предусмотрительно сняли, один GPS навигатор Garmin Zumo, 2 штуки  Scalarider Q2 для связи между мотоциклами. Продолжительность поездки 2 дня,  430 километров ( 230 по бездорожью), расход бензина 19 литров. Общий бюджет 2.000 рублей (бензин и еда)

В этом году полуостров Рыбачий открыли для посещения,  военные сняли препоны, связанные с получением специальных пропусков и убрали шлагбаумы. Единственный пункт проверки документов находится  у поселка Титовка, где пограничники проверяют паспорта и регистрации. Я спросил, а что, если у гостей будут украинские или белорусские паспорта, что, не пустите? Почему не пустим? Пустим. Но запишем в журнале и будем следить, чтобы обязательно покинули полуостров.
Так что с нынешнего 2009 годы всем любителям бездорожного туризма «вэлком».

Для предварительного ознакомления с  достопримечательносями  рекомендую прочитать небольшую книгу –путеводитель. М.Г. Орешета  «Осиротевшие берега», изданной в 1998 году «гигантским тиражом» 1 тыс. экземпляров. Так что бумажный оригинал вы навряд ли найдете. http://skazmurman.narod.ru/library/or_ryb/ryb1.htm

С погодой нам очень повезло: два дня стояла сухая солнечна погода и температура +26, последние годы нас мурманчан такие деньки радуют редко, все больше дождь, сырость и температура не выше 15 градусов.

Перед поездкой мы проконсультировались с признанным мурманским «гуру» эндуро путешествий по Кольскому полуострову, неоднократному участнику «Арктик трофи» Сергеем Чечениным  (на  мурманском мотофоруме известному как Чечен51). Он дал нам очень полезные рекомендации и советы. Благодаря его советам мы проехали по маршруту без потерь и действительно получили удовольствие от пройденного пути. Так как в поездку мы собрались на  BMW F650GS, повторюсь с обычной дорожной резиной.

Палатка, два спальника,  два коврика под спины, газовая горелка и два котелка, два рюкзака  вот и весь наш багаж. Резиновые бахилы от ОЗК так и не пригодились.  Еды взяли минимум. Ужин на двоих ? батона, две банки говяжьей тушенки, 250 грамм гречки, упаковка колбасы в нарезку (грамм 300), чай и конфеты «Коровка». Завтрак  ? батона, банка паштета, чай. Еще взяли по 3 бутылки 0,5 «Акваминерале» для питья в пути. Все что было, упаковывали в непромокаемые мешки, так как рек и бродов много и никто не застрахован от купания в них. Единственная потеря - это был топорик, который лежал под «сеткой», это лишний раз подтвердило вынесенную из Камбоджи мудрость: все, что лежит под сеткой рано или поздно оттуда вывалится. Правда у нас в Камбодже крайним шел очень опытный кроссмен, и он все потерянное по пути подбирал за нами, раздавая назад на привалах.

Вот карта достопримечательностей «Рыбачьего» из книги М.Г. Орешета  «Осиротевшие берега» с нанесенным красным цветом нашим маршрутом.

Фрагмент военной  карты 1945 года

Первый день.  Выехали в пятницу 7 августа в 15 часов.

Заправились на Статойле по полному баку и залили запас бензина в бутылки из-под минералки, предварительно вылив их содержимое.

Дорога от Мурманска до Титовки очень хорошая, недавно отремонтированная,  примерно в 16-30 мы приехали на Титовку.

Показав документы на КПП,  через 50 метров мы сразу повернули  вдоль реки с одноименным названием в сторону  Мустатунтури.  Мустатунтури в переводе — «черная тундра». В крайней восточной части этого хребта находится единственный перевал, через который идет дорога на полуострова Средний и Рыбачий.

Километров через 5 мы  по рекомендации  Сергея  в районе  разрушенного моста через Титовку  оставили небольшой запас бензина в виде 6 двухлитровых бутылок из под «Аакваминерале» (12 литров)

Дорога через перевал местами очень плохая,  каменистая и вся в ямах и буграх, но по ней со скоростью 10 км/ч ездят и на обычных жигулях.  Перед перевалом есть место «пьяный ручей», а за перевалом протекает «трезвый ручей». На всех спорных поворотах надо всегда ехать налево.

После перевала открывается замечательный вид на Мотовский залив, и дорога превращается в «автобан».

Замечательная,  ровная  дорога  вдоль залива через весь полуостров Средний до поселка геологов, расположенного уже непосредственно на Рыбачьем. В принципе до Рыбачьего доехать можно и на обычном дорожном мотоцикле. Но дальше наверно нет.   Где-то на этом участке слева от дороги стоит памятник в виде «лиры». На этом месте в войну была  землянка, где издавалась газета, там работал Костантин Симонов, и там говорят была написана песня  «Прощайте скалистые горы».

На фотографии памятник слева от БТРа.

Первой точкой нашего путешествия мы наметили природный памятник  «Два брата», которым поклонялись и которых боялись саамы, считая их окаменевшими злыми чародеями.

С «автобана» на перешейке между  Средним и Рыбачьим мы ушли налево вдоль Большой Волоковой губы. Там есть еще и Малая волоковая губа с другой стороны  полуострова Средний. Через эти перешейки несколько раз планировали сделать каналами для сокращения пути между Мотовским заливом и Варангер фьердом,  российские и норвежские купцы, один раз даже какое-то акционерное общество было учреждено.

Дорога в сторону «Двух братьев» - настоящее испытание.

Каменные реки, броды,  разрушенный мост, через который проехать нельзя, но перетащить мотоциклы можно.

Дорога идет в основном  вдоль моря, иногда уходя, но опять возвращаясь к нему.

На одной куче камней, которые мы преодолели, я оторвал подножку, на ремонт которой мы затратили примерно минут 30.

Весь путь от «автобана» до «Двух братьев» и назад занял примерно два часа.

На обратном пути встретили  четыре АТV  и за  ними сопровождение «трехосный газон» с кунгом. Первый ехавший даже помахал нам в ответ на приветствие,  а три следующих  наглухо одетых  в резиновые ОЗК были сильно напряжены, видимо начинающие туристы-экстремалы еще не до конца понявшие, куда они попали за свои деньги. Последние годы появилось много таких организованных групп. И видимо с отменой пропусков их будет все больше и больше, и это хорошо, значит на Кольском полуострове будет развиваться туризм.

Вернувшись назад и, проехав пару километров по «автобану», пройдя через поселок геологов мы пошли на северо-запад вдоль побережья. Это направление назвать дорогой для мотоциклистов можно с очень большой натяжкой, и это единственная «нормальная» дорога, все остальное, указанное на картах годится только для легких эндуро.

Путь до следующей точки, где мы  наметили ночевку  занял еще 3 часа. Первая часть пути идет по камням и через многочисленные лужи и броды, потом  она поднимается на сопки и  опять спускается к  воде.

Есть участок очень хороший и красивый, проложенный прямо по песку вдоль моря, во время отлива  там очень  интересно покататься, запах моря и водорослей добавляют хорошего настроения. Около этого места дорога расходится. Одна идет на мыс Немеций к маяку, а вторая  к брошенному военному поселку «Скорбеевский».

В поселке нам рекомендовали наломать дров для костра, так как другого места далее не будет. Что мы и сделали.

После поселка дорога местами с очень глубоким песком и если не разгрузить вилку, то можно и навернуться. На пути к реке Скорбеевке с левой стороны есть гранитный памятник летчикам бомбардировщикам, разбившимся во время войны  в этом месте. Ручей широкий, но брод неглубокий и с хорошим каменистым дном. После пересечения реки, одна дорога  уходит налево к океану. Это  единственная точка на побережье, в этом районе где возможен подход к воде, так как в других местах отвесные скалы. Еще пару километров и мы у следующей точки нашего маршрута – у водопада на реке Скорбеевке.   На берегу океана стоит полуразрушенный дот.  Кругом туристы. Слева недалеко от водопада семья из Москвы на Митсубиси L200.

Справа 8 палаток велотуристов тоже из Москвы. Дальше еще пару внедорожников и кунгов. Эти явно рыбаки, так как рядом большая надувная морская лодка.   Потом нам сказали, что в реке ловится семга, а в море треска, камбала и т.д. Даже предлагали в качестве подарка, но нам  положить было некуда.

Палатку мы поставили прямо около водопада.

Приготовили ужин и, выпив кубинского рома, с чувством выполненного долга выкурили по кубинской сигаре. Эх! Жизнь хороша!

День второй, суббота 8 августа. Проснулись  в 10 часов. Погода просто замечательная,
решили позагорать и искупаться. 

Проверил спутниковый телефон «Турайя», представьте себе на краю земли в самой северной точке - работает.

Сигнал уверенный, показывает все сегменты.  Позвонил домой, связь отличная. Могу рекомендовать туристам, тем более, что там есть функция типа радиобуя, если нажать, то он отправит СМСки с вашими координатами на определенные телефоны. Вообще на Рыбачьем местами работает Мегафон, а на западных берегах норвежский сотовый оператор.

В 14 часов выдвигаемся в обратный путь, но по пути у нас еще третья точка нашего маршрута - маяк Вайдагубский.

Район  около поселка Вайдагуба весьма оживлен. На подъезде стоит какой-то большой гараж  с краном, тракторами и автомобилями, действующий гарнизон, метеостанция, маяк. Везде работают люди.

Из гарнизона к локатарам проложена тропа, вдоль которой натянут трос.

Это сделано, чтобы в зимнее время, когда дуют ветра,  людей не сдувало в море.

У меня перед поселком засветился индикатор окончания топлива.

В 16 часов выдвигаемся домой. Так как к этому моменту мы уже отбили себе всё, и болели все мышцы, практически весь путь до поселка геологов мы проехали стоя, уже не останавливаясь перед бродами и препятствиями.

Проходили все, не снижая скорости, вот что значить вкатались. Дальше «автобан»,

перевал, заправка, КПП. Еще 100 километров асфальта и мы дома. Перед Мурманском начался дождь, и стало холодать.

Лето кончилось. В городе заправился и выяснил, что расход топлива получился 19 литров на весь маршрут. Вечером идем в баню и усердно паримся, если этого не сделать, то на следующий день будет болеть все.  Русская баня лечит от всех недугов! Проверено временем!

Наверх