02.09.2009. Курс контраварийной подготовки.

Сегодня в Мурманске начались занятия «Мастер-класс под руководством Игоря Копытова» две Honda 400SF. Стоимость занятий: за 10 часов 14000 руб . Подход к каждому ученику индивидуальный.

Вот нашел в инете отчет от Мая 12, 2009,

«Сам искал отчеты перед началом курса. Возможно кому-то будет легче .

В свою очередь тоже хотел бы поделиться мнением о курсе контраварийной подготовки под руководством Игоря Копытова, рассказать, что он собой представляет и возможно подвести итог, основываясь на своем личном впечатлении.

Длительность курса составляет 10 часов, которые разбиваются на 5 занятий по 2 часа. Приобретение практических знаний происходит на мотоциклах Honda CB 400, которых с лихвой хватает для освоения принципов управления мотоциклом кто бы что не говорил. Со слов Игоря, главное понять основы управления, а они переносимы на любой мотоцикл. Занятия проходили на асфальтированной площадке в Раубичах по два человека. Места вполне хватало, а заметить отсутствие внимания со стороны инструктора очень затруднительно, точнее сказать я его вообще не испытывал. Разбивка упражнений по дням выглядит следующим образом:

День 1-й. Последовательность такова: 1) прохождение малой восьмерки на первой передаче, управляя двумя руками, но расположенных не как обычно, на клипонах, а упираясь ладонями во внешние основания рукоятки; 2) тоже самое, но только управляя внутренней по отношению к повороту рукой; 3) переход на вторую передачу и управление одной рукой; 4) предыдущее упражнение плюс постановка взгляда: при входе в поворот глаза должны просматривать выход из поворота; 5) переход на обычный естественный обхват руками клипонов и закрепление понимания одного из главных принципов — «не мешай мотоциклу ехать» своими неправильными действиями, в частности повисанием на руле; 6) отработка старта между двумя условными автомобилями.

День 2-й. Последовательность упражнений: 1) закрепление знаний предыдущего занятия; 2) прохождение змейки за счет перемещения тела на соответствующую подножку, освоение перевесовки; 3) отработка моторики переключения передач без применения сцепления.

День 3-й. Занятие в целом посвящено освоению принципа прохождения поворота со свешиванием. Отрабатывается на большой восьмерке и выполняется на второй передаче. Следует отметить, что упражнения выстроены в такую последовательность, что каждое последующее базируется на предыдущем и вносит некоторые дополнения. В этом задании начинаешь еще больше понимать значение взгляда в повороте, хват руля, перевесовку тела. Игорь в подробностях объясняет действия пилота перед входом в поворот, в повороте и разумеется на выходе. Собрать сразу воедино полученные знания сложновато, хотя не думаю, что я один такой. Пока приноровился переставлять внутреннюю ногу в повороте неплохо подтер слайдер на мотоботе. Хотя было одно неудобство: из-за излишней доброты природы и родителей и наделении высоким ростом, нога, поставленная на подножку, оказывалась слишком высоко и при прохождении поворота я раньше касался дугой защиты мота, нежели слайдером на колене, как только не свешивался. Трение железа по асфальту в повороте не самое приятное ощущение. Работая прежде всего на технику, со временем начинаешь отмечать положение спины относительно мотоцикла и поворота, положение плеч и ног. Отметил, что перестал цепляться в руль при прохождении поворота, о чем с радостью подметил в разговоре с Игорем. Ответ был следующим: простейший способ проверки — при прохождении левого поворота левой рукой коснуться асфальта; если что-то делается неверно — или падение или вылет из поворота. Не с первого раза, но получается сделать... Скорее даже не из-за техники, а из-за немыслимого ранее ощущения, что ты в повороте, с хорошим наклоном да еще и управляешь одной рукой. Возможно давало о себе знать пару падений в начале дня. Млин, опробовал новый комбез на деле. После каждого падения следует разбор ошибок, что естественно способствует дальнейшему освоению.

День 4-й. Погода подготовила сюрприз в виде небольшого дождя. По словам Игоря идеальная погода для отрабатывания торможения, чему и посвятили это занятие. Отличительная черта преподавания — инструктор первоначально дает определенное задание, позволяет его выполнить, после чего происходит обсуждение поведения мотоцикла, разбор ошибок и инструктаж. Отрабатываем замедление мотоцикла задним тормозом; торможение передним в сочетании с задним; торможение передним, задним и двигателем; обсуждается и корректируется посадка пилота, движение ног и кистей. Под конец занятия закрепление навыков, полученных в предыдущие дни.

День 5-й. Занятие посвящается маневрированию. Задействована вся площадка. Перед началом исполнения обсуждается траектория движения в повороте в условиях городского цикла и трэка, методика исполнения. Следует отметить, что задание подразумевает совокупное использование всего опыта, приобретенного на предыдущих занятиях. Своеобразный индикатор закрепленного материала. Движение происходит по овальной траектории. На прямой разгон и приближение к повороту на третьей передаче, подготовка к повороту, торможение с понижением на вторую, прохождение поворота и последующий разгон. С течением времени появляется определенный ажиотаж, нарабатывается корректная траектория, моторика движений, наклоны все больше, агрессивнее открывается газ на выходе... Игорь изначально размещает оградительные фишки таким образом, чтобы на траектории движения размещалась небольших размеров лужина. Со слов уважаемого инструктора принципы управления в мокрую погоду совершенно идентичны, только делается все плавнее. Если в сухую погоду ошибки управления могут погаситься улучшенным сцеплением с покрытием, то в мокрую — ошибки более очевидны. Благодаря лужинке почувствовал снос колеса в повороте. «Хорошо, что не сбросил газ» — подумал на выходе из поворота. Хотелось бы еще раз посочувствовать и поблагодарить Мишу Прядко за наглядно продемонстрированный хайсайд все в том же повороте. При наличии фотоаппарата заснять не успели. В этом момент с Игорем обсуждали прохождение апекса и пронаблюдали падение в реал тайм. Еще раз убедились в необходимости экипа.

К слову, полезно приезжать на тренировку на своем мотоцикле и в конце занятия опробовать новые знания на своей технике, что мы и делали. Тренировки на специально подготовленных мотах под наблюдением инструктора в определенной мере позволяет преодолеть некоторый психологический барьер, правильно поставить технику, разобрать неточности, не боясь ошибиться. Навряд ли кто-то будет адекватно заниматься «разбором полетов» после того, как «приложит» своего спорта. На своем собственном примере убедился, что самостоятельное изучение книг по технике спортивной езды никак не сопоставимо с совместной работой с инструктором. Теорию вроде бы изучил, а перенести на практику сложно. Банально ты не можешь взглянуть на себя со стороны и выявить недостатки. Если не согласны, объясните мне тогда, почему на трэках люди работают с инструкторами, а не бегают с букварями. Без преувеличения могу констатировать, что манера управления мотом в моем конкретном случае изменилась процентов на 60 после посещения курса Игоря Копытова. Следует отметить, что опыта всего ничего — сезон и самое время было ставить технику. Никто не утверждает, что после прохождения курса вы становитесь асом и сам Игорь уверяет, что закладывает основу, которая должна быть подкреплена продолжительными тренировками. «Расценивайте каждую поездку как тренировку, следите за своими движениями».

 

А теперь мои впечатления.

1 день.

Все, как и описано в отчете. На упражнение «восьмерка» стал смотреть другими глазами.

1. восьмерка, восьмерка управление одной рукой, восьмерка с переводом внимания на точки входа и выхода

2. старт с места на ограниченном участке (типа два майбаха стоят, а надо проехать между ними)

Что будет дальше опишу потом.

2 день.

1.Отработка и закрепление упражнений первого дня.

2.Переключение передач без сцепления

3.Отработка торможения двигателем переключением передач вниз с перегазовкой .

4. Змейка со свешиванием при поворотах (Это жесть! через 15 минут ноги отказались слушаться. С мотоцикла слез как робот.

Завтра говорят ТВ приедет.

3 день.

1. Повторение упражнений предыдущих занятий.

2.Отработка экстренного торможения.

Разгон, торможение переходом на пониженную передачу, задний и потом передний тормоз.

На ручном тормозе работать всей рукой, а не 2 пальцами как учат в некоторых учебниках.

Как говорит Игорь, тормозной путь уменьшатся очень сильно и короче автомобильного примерно в 2 раза.

4 день.

1. Разминка, повторение упражнений предыдущих дней.

2. Прохождение поворота со свешиванием на большой восьмерке. Если делается все правильно,

то в левом повороте можно потрогать левой рукой асфальт. Прилег два раза. Первый из-за дорожного покрытия (лужа не досохла и грязь поехала) и второй раз, когда пытался таки потрогать этот самый асфальт.

А так в целом 2 часа на одном дыхании.

5 день.

На улице с утра идет дождь. Последнее занятие. Прохождение поворотов на большом овале.

Так как относительно без луж, смогли выбрать только один поворот на нем и тренировались.

Сначала в одну сторону потом в другую сторону. На прямой разгон до третей, потом торможение

с перегазовкой и переходом на вторую передачу, поворот со свешиванием. Вымокли полностью.

Но то, чего от нас добивался Игорь, мы сделали. На этом и распрощались до весны.

Приезжали с ТВ вот видео по ссылке.

http://video.tv21.ru/news/14101.flv

Правда, в репортаже малость «прибили», занятия были 5 дней по 2 часа. Но остальное вроде правильно.

Наверх